доктор медицинских наук, профессор АЛ Гройсман; директор московского городского Центра реабилитации подростков Б.З. Црапкин 7 страница

Путь к здоровью связан с усилием духа над телом; и в нача­ле пути это усилие связано с более или менее сильным страда­нием. Так трудно бывает заставить себя встать утром и начать оздоровительный бег; так трудно бывает отказаться от очеред­ного лакомого кусочка, хотя желудок уже полон; так трудно бывает войти даже в кратковременное 24-часовое голодание. Жалость к себе одерживает победу над доводами рассудка, и маленькие поражения духа ведут к большим болезням пло­ти. Но "Плоть глупа", - любил повторять несравненный Поль Брэгг, разработавший принципы оздоровительного голодания. И, как говорил Овидий, "Чтобы оставаться здоровым, страда­ния надо нести".

Излишества в еде и пребывание в лени есть нарушение прин­ципов нравственности в отношении самого себя. Но гораздо хуже, что из-за нарушения этих принципов доставляется боль­ше ненужной заботы другим - врачам, близким людям, колле­гам на работе. Таким образом, безнравственность по отношению к себе оказывается'бедствием по отношению не только к себе, но и к окружающим. Перекладывание заботы о самом себе на плечи других есть по большей части признак незрелости лич­ности, направляемой внешними обстоятельствами Среды

и лишенной духовного самоопределения, что позволяет внеш­ней болезни войти внутрь тела.

Секрет несокрушимого здоровья знаменитых античных ге­роев - Геракла, Ахилла, вероятно, не столько в их редкой фи­зической силе, развитой благодаря упорным гимнастическим упражнениям, сколько в их самоотверженном служении богам, рассматриваемым как олицетворение высших сил природы, которым призван служить человек.

В старое время, когда священнику приходилось выполнять роль врача за неимением в достаточном количестве последних, он требовал, чтобы заболевший дал какой-либо обет, т. е. обе­щание Богу сделать что-либо важное для него в случае выздо­ровления. Посвящение своей жизни чему-то более ценному, нежели собственная жизнь и здоровье, психологическая невоз­можность умереть прежде, чем выполнить обет, делали свое дело - больной выздоравливал благодаря необходимому напря­жению всех душевных сил.

Здоровье и психологический комфорт зависят не только от нашего физического самочувствия, но и от наших представ­лений о самих себе как достойных и уважаемых людях. А это в свою очередь определяется другими людьми. Отход от нрав­ственных принципов в отношениях с другими ведет к тяжелым переживаниям, последствия которых могут оказаться трагич­ными. Борис Слуцкий, известный советский поэт, выступив­ший под нажимом литературного начальства в осуждение выдающегося поэта Бориса Пастернака в печальные времена гонения на него за роман "Доктор Живаго", так мучительно и больно потом переживал этот шаг, что в конце концов это при­вело к его преждевременной смерти. Иуда, как известно, про­дав Христа, удавился, и то же самое с собой сделали те, кто неправедным судом приговорили Сократа к смерти.



Во многих случаях нам приходится жертвовать своим здоровьем, чтобы вовремя сдать требуемую работу, ехать в тя­желую командировку, чтобы претворить в жизнь результаты научных исследований, терпеть неудобства, чтобы помочь попавшему в беду товарищу. Но как это ни странно, жертвуя здоровьем ради своих нравственных принципов, человек ста­новится более здоровым, ибо отказ от этих принципов в силу каких-либо обстоятельств грозит тяжелыми муками совести, чреватыми гипертонией, язвой желудка, сердечными кризами.

Во многих случаях твердые нравственные принципы и убеж­дения могут компенсировать недостаток природной крепости организма. Наиболее распространенные примеры здесь - матери,

ухаживающие за грудным ребенком и понимающие, что они не имеют права болеть. Как показывают исследования советских физиологов B.C. Ротенберга и В.А. Аршавского, они болеют дей­ствительно меньше тех женщин, которые находятся в таких же, а иногда и более благоприятных условиях. Врачи, работающие в зоне тяжелых инфекционных эпидемий, и все силы которых направлены как бы вовне - на больных, получают вместе с осоз­нанием необходимости выполнения своего долга и мощную био­логическую защиту, позволяющую им выстоять, продержаться и не быть подверженными инфекциям.

Все мы знаем, что движение - основа жизни и что физичес­кое движение - лучшая профилактика здоровья. Но сущность движения надо понимать более широко - как непрестанное дви­жение человека ко все более высоким целям на пути своего совершенствования. Именно движение к достойным целям ока­зывается фактором, наиболее стабилизирующим психическое и соматическое состояние человека, наподобие того, как дви­жение велосипедиста вперед предохраняет его от влияния из стороны в сторону.

Можно привести немало примеров, когда человек живет ис­ключительно ради себя, не утруждая себя работой и не му­чаясь о проблемах своего высокого предназначения в жизни. Можно допустить, что он будет себя неплохо чувствовать. Но природа человека такова — этого ему будет мало для того, что­бы быть счастливым. Ему нужно быть кем-то, только тогда его жизнь обретает смысл, без которого он уподобляется обык­новенному животному. Прекрасно это подметил Влез Паскаль: "Чем бы ни обладал человек на земле - прекрасным здоровь­ем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей... Он чувствует себя неудовлет­воренным, если не занимает выгодного места в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничто не может отклонить его от этой цели, таково самое неизглади­мое свойство человеческого сердца. Даже презирающие род людской, как скотов, - и не хотят, чтобы люди поклонялись и верили им".

Уважение, любовь, почитание являются факторами, прино­сящими огромное психологическое удовлетворение, хорошее настроение, а вместе с тем - и хорошее здоровье. Не последним фактором, играющим большую роль в долголетии людей, жи­вущих на Кавказе и в Средней Азии, является то, что пожилые люди в этих районах окружены особым вниманием и почетом со стороны людей других возрастов.

Некоторое время назад медики США констатировали в г. Ро-зето из штата Пенсильвания самый низкий уровень сердеч­но-сосудистых заболеваний. Искали разные причины этого явления - и в питании жителей, и в составе атмосферы, и в спортивных увлечениях. Разгадка, как констатировал доктор Антони Сэттилейро в книге "Жить хорошо - естественно", ока­залась в том, что в Розето чрезвычайно силен дух общности. "Если кто-либо из жителей переживает трудности, - пишет Сэт­тилейро, - другие члены этой удивительной общины, даже не знакомые с ним, приходят на помощь. Именно это сознание со­причастности других к твоим бедам помогает жителю городка справляться с различными стрессовыми ситуациями и успеш­но бороться с болезнями"1.

Всемирно известный создатель теории стресса и концепции альтруистического эгоизма канадский физиолог Ганс Селье в результате многолетних исследований и наблюдений пришел к выводу, что нет лучшего лекарства против стрессов и болез­ней, чем вклады в развитие своих способностей, в том числе и в развитие способности заслужить любовь ближнего. "Никогда не забывайте, - писал Г. Селье в своей книге "Стресс без дист­ресса", - что единственное сокровище, которое всегда останет­ся с вами, - это способность заслуживать любовь ближних. Непредсказуемые социальные перемены могут внезапно ли­шить вас всех нажитых денег, недвижимости и политической власти. Но то, чему вы научились, всегда ваше, и это самый надежный вклад. Стремитесь к этому"2.

В одном из своих интервью Г. Селье сказал про себя: "Я не коплю денег. Я не коплю власть. Я стараюсь накопить "капи­тал любви" разных людей. В моем представлении средства для "завоевания любви - это добрая воля, уважение, полезность. Труд, создание материальных и духовных ценностей, нужных людям, обществу. И я не чувствовал бы себя уверенно, если бы имел много денег. Боязнь потерять "накопленное" держало бы меня в состоянии стресса. Но если человек полезен людям, ему не о чем беспокоиться"3.

Так защищает свой организм от превратностей жизни боль­шой ученый и врач. Щитом от болезней, как мы видим, оказы­ваются нравственные принципы, мировоззрение, основанное на гуманистических идеалах.

1 "За рубежом". 1987. № 7.

2 Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982. С. 102.

3 Там же.

Конфуций требовал, чтобы уважающий себя человек ежед­невно спрашивал и проверял себя в трех отношениях: преданно ли он служит людям? Искренен ли в отношениях с друзьями? Повторяет ли заповеди учителя?

К тщательному самоконтролю в повседневной жизни за каж­дым своим поступком и мыслью призывал свою паству Иисус Христос, говоря ей "Живите бдительно". Соизмерение каждого своего шага с тем, что заповедовал Магомет, мы находим и в жиз­ни правоверного мусульманина.

Не вдаваясь в подробности, от каких мыслей и поступков надо остерегаться человеку, чтобы держаться правильного жиз­ненного пути, приведу только для примера христианскую по­каянную молитву, дающую представление об этом:

"Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи на всякий час и в настоящее время, и в прошедшие дни и ночи делом, словом и помыслом: объедени­ем, пьянством, празднословием, леностию, прекословием, окле-ветанием, осуждением, небрежней, самолюбием, хищением, неправдоглаголением, ревнованием, завистию, гневом, памято-злобием, ненавистию, лихоимством и прочими моими грехами, которыми прогневал Тебя, Боже, и о которых жалею и имею волю каятися. Со слезами смирения молю Тебя, согрешения мои, про­сти мне, милосердием Твоим освободи мя от них всех"1.

Нарушение принципов праведной жизни, о которых сказа­но в этой покаянной молитве, неминуемо приводит человека к переживанию негативных эмоций, таких как раздражитель­ность, страх, гнев, беспокойство и тревога, что разрушают био­энергетические ресурсы человека и приводят его к тому или другому заболеванию.

"Стоит вдуматься в происхождение недугов и станет ясно, -писал великий французский просветитель Ф. Ларошфуко, - что все они таятся в страстях человека и в горестях, отягощающих его душу. Честолюбие плодит горячку и буйное помешательство; зависть - желтуху, бессонницу; леность повинна в сонной бо­лезни, параличах, бледной немочи; гнев - причина удуший, полнокровия, воспаления легких, а страх - сердцебиений и об­мороков; тщеславие ведет к сумасшествию; скупость порождает чесотку и паршу; унылость - худосочие, жестокость - камен­ную болезнь; клевета совместно с лицемерием произвели на свет корь, оспу, скарлатину. Ревности мы обязаны антоновым ог­нем, чумой, бешенством. Внезапная немилость власть имущих

1 Церковный православный календарь. 1990 г. 128

поражает потерпевших апоплексическим ударом, тяжбы ведут за собой мигрени и бред, долги идут рука об руку с чахоткой, семейные нелады ведут к четырехдневной лихорадке, а охлаж­дение, в котором любовники не смеют признаться друг к дру­гу, вызывают нервические припадки".

Как бы ни были наивны и прямолинейны эти рассуждения, они во многом согласуются с принципами современной психо­соматической медицины, постулирующей единство в происхож­дении заболевания мысли, чувства и тела. Необходимо форми­рование мировоззрения, полного оптимизма и стойкости при встрече с жизненными трудностями.

Оптимистическое мировоззрение, о значении которого для выздоровления заболевшего человека сказали врачи А. Яроц-кий, И. Марциновский, является одним из основных в концеп­ции здорового образа жизни. Древние греки не без основания утверждали, что "В здоровом теле - здоровый дух". Но не ме­нее значима и обратная формулировка, авторство которой при­писывают Бернарду Шоу: "Здоровый дух творит здоровое тело".

Достижение оптимистического мировоззрения связано с вы­работкой философского взгляда на жизнь. Поэтому изучение трудов великих философов, раскрывавших смысл, истину, кра­соту и поэзию жизни, является непременным условием дости­жения хорошего физического и психологического самочувствия.

Эпикур:

— Благополучие и счастье - не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или в силе, но в сво­боде от печали, в умеренности чувств и расположения души, полагающих всему пределы, назначенные природой.

— Справедливый в высшей степени свободен от тревоги, а не­справедливый полон очень сильной тревоги.

- Не попойки и кутежи рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые произво­дят в душе величайшее смятение.

Демокрит:

— Не телесные силы и деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

- Кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии постоянного страха и самоосуждения.

— Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестно - зна­чит не жить, но медленно умирать.

93ак.2776 129

— Не стоит печалиться о том, чего вы не имеете, но радуй­тесь тому, что имеете.

— Должно направлять свои помыслы на возможное и доволь­ствоваться тем, что есть, не думая о тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания.

— Сравнивай свою жизнь с жизнью хуже живущих и счи­тай себя счастливым, обращая внимание на то, что последним приходится терпеть. Думай о том, насколько тебе лучше жи­вется, чем им.

— Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

— Только глупцы живут, не наслаждаясь жизнью"1. Марк Аврелий:

— Тебе только стоит изменить твой взгляд на данную вещь и ты будешь по отношению к ней в безопасности. Гордая вера стоиков и их неуязвимость есть самое сильное лекарство, кото­рое мы можем предложить той жалкой слабости, которой обыч­но отличается наше нервное время.

— Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего же­лать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невеже­стве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа. В особенности же человек, который найдет внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преис­полнится спокойствием; под спокойствием же я разумею не что иное, как сознание своей добропорядочности. Почаще же раз­решай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.

— Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно рим­лянина и мужа, с полной и искренней серьезностью, с любо­вью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Последнее удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять как пос­леднее в своей жизни, свободной от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия, себялюбия и недовольства своей судьбой. Ты ви­дишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью2.

1 Демокрит. В кн.: Древнеримские мыслители. - М., 1958. - С. 153—166.

2 Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. - М., 1914. - С. 18—19.

Эпиктет:

- Помни, что никто не может быть господином над разумом и волею твоими, и что в разуме и воле человек находит добро и зло для него. Значит, нет человека, который мог бы мне сде­лать добро или зло, - это могу сделать только я сам, и потому мне нечего бояться ни притеснителя, ни болезни, ни бедности, ни каких-либо помех.

— Руководствуясь данными мне Богом разумом и совестью, я должен постоянно наблюдать за собой и стараться поступать так, как следует во всех случаях жизни. Я должен знать, когда подобает мне работать, когда можно отдохнуть, когда мне ра­доваться или печалиться. Я должен чувствовать, что кстати и что некстати; что своевременно, что нет; когда и над чем позво­лительно пошутить и посмеяться, и в каких случаях это было бы неуместно... Это вполне доступно человеку. И велика быва­ет его радость, когда благодаря неослабному наблюдению за собой он избегает какого-либо дурного дела или уберегается от ошибки, в которую он чуть было не впал... Если рассмотреть повнимательнее жизнь человека, то мы ясно увидим, что ни от чего он так не страдает, как от того, что неразумно, и что более всего ему привлекательно то, что согласно с разумом.

— Что от меня не зависит, этого я не могу по своей воле ни приобрести, ни удержать; а потому оно и не принадлежит мне. Я должен побороть в себе всякую зависимость от того, что мне не принадлежит. Иначе я сам на себя надену оковы. Я поставлю свою голову под тяжелое ярмо, если привяжусь душою к тому, что не от меня зависит, а от судьбы, и что должно неминуемо погибнуть1.

— Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и проживешь счастливо.

Библейские пророки:

— Грешники же суть враги своей жизни.

- Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

- Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собра­нии мертвецов.

— Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

— Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит серд­цу человека.

— Что город разрушенный без стен, то человек, не владею­щий духом своим.

1 Эпиктет. В кн.: Древнеримские мыслители. - М., 1958.— С. 105 —119.

— Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших.

- Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.

— Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов.

— Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели бо­гач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного бо­гатства.

— Нет богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной.

Будда:

— Встаньте, усядьтесь, что за польза во сне? Что за сон боль­ным, стрелою печали пронзенным, страждущим? Встаньте, усядьтесь, упорно трудитесь для мира сердца, да не узнает царь смерти, что вы не бдите и не покоритесь себе. Победите в се­бе то желание, которого жаждут боги и люди. Не пропустите мгновения! Ибо тот, кто пропустил мгновение, мучается в аду. Небрежность - осквернение, непрестанная небрежность - не­престанное осквернение. Вниманием и знанием да вырвет он стрелу печали из души своей1.

— Станем жить счастливо, незлобивые среди злобствую­щих. Незлобивыми пребудем среди злобствующих людей. Станем жить счастливо, здравые среди недужных. Пребудем здравыми среди недужных людей. Станем жить счастливо без желаний среди желающих. Пребудем счастливыми, мы, без желаний, среди людей, желания исполненных. Станем жить счастливо мы, у которых нет ничего. Радостью станем пи­таться, как боги2.

- Будьте светочами для самих себя; будьте убежищами для самих себя; не спасайтесь ни в каком внешнем убежище; будьте привержены истине, как светочу, держитесь крепко, как убежи­ща, истины; не ищите никакого иного убежища, кроме вас самих3.

Христос:

- Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в поги-

1 Рис-Дэвис. Буддизм. - СПб. 1899. - С. 89.

2 Там же.

3 Цит по: С. Раджакришнан. Индийская философия. - М., 1956. - С. 364.

бель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их1.

Я не привожу здесь высказывания других философов, ин­дийских учителей-махатм, суры из Корана, ибо моя главная мысль сводится к одному - хочешь быть здоровым, физически и духовно, - соблюдай (определенные) правила жизни, выра­ботанные человечеством за долгую историю своего развития. Каждая из приведенных выше мыслей учителей человечества может стать темой для соответствующей медитации, прово­димой под музыку. Соединение высокой мысли с прекрасной музыкой - один из лучших путей, на котором возможно выз­ревание духовной мощи счастливого и гармоничного человека. Но для этого человек должен быть готов к упорной работе над собой и постоянно стремиться к совершенству, памятуя о запо­веди Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный". И здесь оказывается важным не только соблюдение нравственных принципов, но и рекомендаций современной медицины относительно здорового образа жизни.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время существует много различных оздоровитель­ных систем. Широкую известность получили системы голодания и рационального питания Шелтона и Брэгга, система аэроб­ных упражнений Купера. Из отечественных пропагандистов здорового образа жизни можно назвать имена Н. Амосова, В. Леви, П. Иванова. Обобщая эти данные, выделим три основ­ных направления, по которым намечается оздоровление орга­низма, - физическое, психологическое и интеллектуальное, говоря проще они включают в себя работу с собственными те­лом, чувствами и мыслями.

Физическое оздоровление включает в себя:

— ежедневную двигательную активность с учащением ча­стоты сердечных сокращений в два или два с половиной раза, или по формуле 220 минус возраст. Желательно и рекоменду­ется делать упражнения до двух- или трехкратного потения. Вместе с потом из организма удаляются вредные шлаки и ток­сические вещества, дающие пониженное настроение и депрес­сию, что является признаком самоотравления организма.

— регулярное голодание. Если следовать рекомендациям всемирно известного Поля Брэгга, то оно включает в себя

4 Еванг. от Матфея. VI, 19, 20; VII, 13, 14.

еженедельное голодание от 18 до 36 ч, ежемесячное голодание по три дня и ежеквартальное по 7—10 дней. Накануне голода­ния принимается либо слабительное, либо делается очиститель­ная процедура. Во время голодания можно пить только воду или отвар шиповника, или минеральную воду "Боржоми" до 1,5-2 литров в сутки. Следует быть особенно бдительным при выходе из голодания, не набрасываться на еду и в переходный день к нормальной диете есть только овощи и фрукты в варе­ном и сыром виде;

— рациональное питание, при котором до 60 процентов ежед­невного рациона отводится овощам и фруктам. Жиры животного происхождения рекомендуется потреблять по минимуму и по воз­можности заменять их растительными. Масло рекомендуется есть не более трех раз в неделю, и таким образом наиболее предпочти­тельный рацион - мол очно-растительный. Потребность организ­ма в белке удовлетворяется согласно рекомендациям нынешних специалистов в области питания через творог, сыр, брынзу. Пос­ледние два продукта ввиду содержания в них большого количе­ства соли рекомендуется перед употреблением вымачивать;

— дыхательную гимнастику по два раза в день продолжи­тельностью 15—20 мин. Очень важно здесь освоить принципы глубокого, так называемого брюшного или диафрагменного дыхания, которое хорошо очищает кровь и одновременно с этим массирует органы, находящиеся внутри брюшной полости -печень, желудок, почки, мочевой пузырь. Дыхательная гим­настика должна предусматривать задержку дыхания на вдохе и выдохе, попеременное дыхание через правую и левую нозд­рю, упражнения для мышц брюшного пресса;

— ежедневные воздушные, водяные и по возможности (по со­вету с врачом) солнечные ванны, которые в зимнее время могут быть заменены ультрафиолетовыми лампами. Рекомендуют кон­трастные водные ванны с постепенным переходом к перепаду температуры до 25—30 градусов. Количество циклов - 5—6. Подобные ванны увеличивают биоэнергетику организма благо­даря воздействию на него через биологически активные точки;

— ежедневный массаж кожных покровов и особенно - паль­цев рук, ушных раковин и ступней ног, на которых находит­ся наибольшее количество биологических точек, напрямую связанных через систему меридианов с важнейшими внут­ренними органами человека. Знание этих точек - хороший ин­струмент в борьбе со стрессами;

— регулярное закаливание в бане или в сауне; купание в прохладной воде; хождение босиком.

Психологическое оздоровление включает в себя:

— устранение из сознания и эмоциональной жизни от­рицательных переживаний, из которых наиболее вредными и разрушительными следует признать чувства злобной агрес­сивности, направленные либо на других людей, либо на самого себя, и чувство вины, которое также может иметь направлен­ность как на самого себя, так и на других. Поэтому во всех ми­ровых религиях - христианстве, исламе и буддизме подобные настроения безоговорочно осуждаются и устраняются через постоянное прощение и покаяние. Прощая другим людям оби­ды, нанесенные ими с умыслом или без него, признаваясь пе­ред Богом в своих собственных проступках по отношению к ним, стремясь загладить свое чувство вины свершением ка­кого-либо доброго дела, все это, согласно религиозным прин­ципам нравственности, обеспечивает человеку спокойствие души, являющееся основным залогом хорошего здоровья.

Одной из наиболее важных психологических характеристик человека, счастливо идущего по жизни и успешно противо­стоящего превратностям судьбы, является его непоколебимая уверенность в том, что сам он — человек хороший, и мир, ок­ружающий его, тоже хороший. Подобная позиция является залогом душевной гармонии. Закладывается она и форми­руется в семье любящей и уважающей личность ребенка. Сформировавшиеся в детские годы положительное восприятие и переживание собственного "Я" и образа любящей матери во взрослом состоянии переносится на весь окружающий мир, принося удовлетворение жизнью во всех ее аспектах, какой бы тяжелой она подчас ни была. Подчеркивая важность и значе­ние первых лет жизни для формирования чувства оптимизма у взрослого человека, мы будем знать и верить, что подобная по­зиция в отношении к самому себе и к миру может быть достигну­та в результате самовоспитания и самосовершенствования;

— ежедневные утренние и вечерние, продолжительностью 15—20 мин сеансы аутогенной тренировки и медитации, про­водимые под музыку, во время которых возможно создание во внутреннем настрое организма не только необходимого душев­ного спокойствия, но и желаемых душевных качеств, пове­денческих поступков и привычек. Концентрация внимания на различных частях тела и вызывание в них ощущений тяжести и тепла, как это практикуется на занятиях по аутотренингу, либо сосредоточение внимания на каком-либо внешнем объек­те - повторяющемся слове, звуке, пламени свечи, зрительном образе, ритме дыхания, как это рекомендуется на сеансах ме-

дитации, вводит человека в состояние глубокого мышечного расслабления и покоя. В этом состоянии начинают действовать саморегулирующие функции организма, внутренние органы которого такие, как надпочечники, гипофиз, поджелудочная железа начинают вырабатывать ценные гормональные веще­ства, необходимые для восстановления работоспособности раз­личных функций организма.

Трансцендентальная медитация отличается от обычной меди­тации тем, что в ней помимо концентрации на объекте большое значение придается образам воображения, направляемым на до­стижение состояния психологического слияния с объектом ме­дитации. Трансцендентальный в переводе означает "выходящий за пределы наличной ситуации". Занимаясь трансцендентальной медитацией, человек как бы мысленно выходит за рамки собствен­ной личности и может в воображении стать деревом, горой, обла­ком, солнцем, каплей дождя, пламенем огня, почувствовать в своей душе все стихии природы и воплощать их затем в соответ­ствующих жизненных ситуациях. Чувствуя и осознавая на уров­не воображения стихии огня, воздуха, земли и воды, переживая их бытие как свое собственное, медитирующий человек может стать более твердым при встрече с жизненными испытаниями, более гибким при достижении поставленных целей, более легким в отношении к тяжестям жизни, более страстным в стремлении к поставленной цели.

Особое состояние слияния с окружающим человека миром в процессе медитации позволяет ему почувствовать самого себя неотъемлемой частицей огромного Космоса, что придает ему силы и уверенность в преодолении жизненных препятствий.

Одним из путей оздоровления организма в трансценденталь­ной медитации является представление себя в образе абсолютно здорового и счастливого человека. Подобным же образом дей­ствовали и античные греки, когда в общественных местах они выставляли скульптурные портреты, символизировавшие собой красоту, здоровье, милосердие, искренность и прочие доброде­тели. Однако современная практика медитации идет намного дальше, рекомендуя человеку, страдающему каким-либо недо­моганием, представлять себе "занедуживший" орган в виде абсолютно здорового, прекрасно функционирующего и лишен­ного каких-либо болей.

В западной традиции подобный оздоровительный прием очень напоминает принципы так называемой имаготерапии, т. е. терапии при помощи творческого воображения, основанной на целительных возможностях образов и представлений, полных

жизненных сил и здоровья. Существенные изменения в лич­ности человека под влиянием принятия им на себя той или иной роли является сегодня неопровержимо доказанным фактом. Впервые об этом сказали американские исследователи Ф. Зим-бардо и С. Милгрэм.

Признавая неоспоримые достоинства трансцендентальной медитации в психологическом оздоровлении организма, отме­тим все же, что многое из того, что приобретается в результате ее использования, в религиозных обрядах достигалось при по­мощи традиционной молитвы. Как это нередко бывает, новое оказывается хорошо забытым старым. В некоторых моментах молитва оказывается более предпочтительной, ибо в ней всег­да есть обращение к святым лицам, и таким образом в молитве всегда присутствует момент непосредственного человеческого общения. В то время как процесс медитации требует постоян­ного повторения какого-нибудь слога или группы слогов и по­этому кажется в определенной мере механистичным. В любой молитве всегда есть нравственная подоплека и это, естествен­но, укрепляет моральные устои молящегося, чего может и не быть в медитации;

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав


7432419254407808.html
7432470094055399.html
    PR.RU™