Условия и принципы функционирования агробизнеса

Условиями функционирования агробизнеса являются природные, экономические, социальные, культурные, политические и совокупность других обстоятельств и особенностей окружающей среды, от которых зависит эффективность предпринимательской деятельности. Эти условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для развития предпринимательства.

Условия, в которых осуществляется агробизнес, можно подраз­делить на две группы:

–объективные, существующие вне предпринимателя;

–субъективные, касающиеся самого предпринимателя как личности.

Под объективными условиями функционирования агробизнеса понимают те обстоятельства и обстановку, которые оказывают определенное влияние на предпринимателя и результаты его деятельности, мало зависят от него.

В Республике Беларусь постепенно формируются определенные объективные условия и предпосылки для развития и функци­онирования агробизнеса.

Природно-экономические условия, в которых осуществляется предпринимательство, оказывают прямое влияние на эффективность агробизнеса. К ним относятся:

–почвенно-климатические условия;

–доступность сырья, материалов и энергоресурсов;

–сезонные условия деятельности предприятий;

–наличие автомагистралей и железных дорог, водных и воздушных путей сообщения, достаточного количества трудовых ресурсов, потре­бителей продукции.

Данные условия оказывают прямое влияние на размещение предприятий. Это в свою очередь оказывает влияние на расходы на доставку сырья, распределение продукции и использование рабочей силы. Хороший (или плохой) урожай зависит от природно-климатических условий, но отражается на ценах не сразу, а постепенно.

Непредсказуемость действия природных факторов на конечные результаты хозяйствования на селе – одна из негативных сторон предпринимательства в сельском хозяйстве.

Нередко бывает так, что серьезные вложения в производство из-за неблагоприятных природно-климатических условий или стихийных бедствий не дают желаемых результатов. По этой причине сельское предпринимательство в наибольшей степени подвержено хозяй­ственному риску и нуждается в государственной поддержке.

Экономические условия– совокупность действующих объективных экономических законов и условий, влияющих на устойчивость и эффективность работы предприятий, организаций и прочих предпринимательских структур. Она обусловливает покупательную способность населения в приобретении промышленных и сельско­хозяйственных товаров, услуг; возможность приобретения предприятиями (фирмами) органического, минерального и химического сырья, полуфабрикатов.

Складывающаяся экономическая обстановка определяет избыток или недостаток рабочей силы. Это в свою очередь влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения.



Экономическая обстановка определяет наличие и доступность денежных ресурсов и отсюда – возможность получения доходов на инвестированный капитал или займы. Объем инвестиций оказывает влияние на величину заемных средств, которые агробизнес готов использовать для финансирования своих деловых операций.

Влияние экономическихусловий на предпринимательство в значительной мере зависит от политической обстановки в стране.

В определенной степени способы управления экономикой (в том числе и АПК) формируются на основе результатов реализации политических целей и задач действующего правительства. Смена его может повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношения к общественному сектору. Политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными.

Важной составной частью экономических условий являются инфляционные процессы, которые снижают покупательную спо­собность потребителей, т. е. спрос на произведенную продукцию и услуги. Снижение спроса в условиях рынка отрицательно сказывается на результатах работы в предпринимательской сфере. Новые налоги, вводимые государством, могут изменить распределение доходов и привести к переменам в покупательной способности населения (в худшую сторону). Уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия, предпринимательские проекты и т. д.

В последние годы в Республике Беларусь складываются хорошие экономические условия, формируются рыночные отношения, растет уровень заработной платы населения и его покупательная способность, изменяется потребность в тех или иных товарах, повышается спрос на нововведения и т. д.

Социально-психологические условия – это создание положительной атмосферы в обществе по отношению к предпринимательству.

Технологические условия – совокупность существующих технологий и техники, достижений научно-технического прогресса, которые воздействуют на организацию и эффективность предпринимательской деятельности. Она отражает уровень научно-технического развития в бизнесе. Нынешняя технология весьма расточительна по отношению к использованию энергетических ресурсов.



Низкий уровень механизации и автоматизации технологических процессов содействует нерациональному использованию имеющейся рабочей силы. Резко возрастает потребность в ней на производстве, которая не может быть обеспечена в условиях снижения рождаемости населения. Повышение уровня механизации и автоматизации в промышленных, сельскохозяйственных и торговых операциях приводит к уменьшению спроса на рабочую силу. Это непосред­ственно повлияет на уровень занятости населения и заработной платы.

Таким образом, технологическиеусловия являются одним из основных факторов развития предпринимательства во всех отраслях деятельности человека.

Институциональные условия характеризуются наличием и разнообразием инструментов, с помощью которых бизнес или отдельные предприниматели могут устанавливать деловые связи (отношения) и осуществлять коммерческие операции. В состав этих институтов включают:

–банки;

–оптовых и розничных продавцов;

–специализированные фирмы и учреждения;

– агентства по изучению рынка;

–рекламные агентства;

–службы занятости населения;

–транспортные агентства или общества;

–страховые компании;

–коммунальные организации;

–поставщиков, занимающихся снабжением предприятий сырьем, запчастями, готовыми изделиями, машинами, оборудованием, оргтехникой и т. д.;

–потребителей;

–средства связи и передачи информации.

К важнейшим условиям успешного развития агробизнеса относятся:

–наличие свободного аграрного рынка в рамках таможенного союза;

–конкуренция на рынке по ассортименту и качеству продоволь­ственных товаров и услуг;

–наличие правовых гарантий в отношении собственности, права владеть, контролировать ее использование и распределять;

–предлагаемые товары, услуги должны быть конкурентоспособ­ными, лучше и дешевле предлагаемых на рынке другими предпринимателями.

Большое значение для агробизнеса имеют правовые и юридические условия и предпосылки– создание и функционирование действенного правового механизма. В Республике Беларусь уже созданаи действует государственная поддержка агробизнеса. Приняты законодательные акты, которые регулируют предпринимательскую деятельность в нашей стране. Основными из них являются новый Гражданский кодекс Республики Беларусь и Налоговый кодекс. Кроме того, действуют другие специальные законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства.

Начало агробизнеса всегда сопряжено с большим риском и определенными проблемами. Для того чтобы начатое дело не развалилось, уже на первых порах необходимо предварительно проанализировать и выполнить ряд субъективныхусловий.

Первым, важнейшим условием успешного развития агробизнеса является наличие плодотворной идеи, реализация которой позволит получить необходимую сумму прибыли.

Вторым условием является наличие у начинающего предприни­мателя основных качеств бизнесмена, к которым относятся профессионализм, знания, умения и вера в собственные силы и т. д.

Это проявляется в творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений, расширению масштабов деятель­ности. Обладая самостоятельностью, он берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути – неизбежный удел предпринимателя.

Третье условие успешного развития агробизнеса – хорошее плани­рование, которое существенно облегчает дальнейшее продвижение и развитие предпринимательства, управление бизнесом и контроль за исполнением идеи.

Четвертое условие – для осуществления предпринимательской идеи необходима определенная сумма начального капитала. Без денег в предпринимательстве трудно добиться успеха. Нужно авансировать будущую деятельность в виде имущества и денежных средств, уметь правильно распределить их на основные и оборотные средства.

Все рассмотренные обстоятельства имеют отношение к предприни­мателю как к личности и относятся к субъективным условиям.

Свобода предпринимательской деятельности в аграрном производ­стве сочетается с обязательным государственным регулированием условий агробизнеса, т. е.содействием организации страхования, предоставлением льготных кредитов, субсидий, обеспечениемпаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, помощью в становлении и развитии агросервиса.

Важное значение для развития предпринимательства в аграрном секторе имеет наличие правовых гарантий предпринимателя со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателя, его прав и защиты экономических интересов.

Принципы (основные правила) успешного развития агробизнеса:

1. Экономическая самостоятельность и независимость хозяйствую­щих субъектов. Правда, даже в рыночной экономике полной свободы, экономической самостоятельности и независимости не существует. Предприниматель всегда в определенной степени ограничен требованиями рынка и законодательством.

2. Экономическая заинтересованность и ответственность хозяй­ствующего субъекта за результаты своего хозяйствования. Предпринимательский доход, экономическая выгода являются важнейшими стимулами, движущими факторами предпринимательства.

3. Планирование и прогнозирование предпринимательской деятель­ности, разработка краткосрочных планов и долгосрочных прогнозов.

4. Творческий поиск новых для рынка товаров и услуг, освоение новых рынков сбыта, совершенствование технологии и т. п.

5. Мобильность – в предпринимательской деятельности необходи­мо своевременно учитывать быстро изменяющиеся требования рынка и конкретные запросы потребителей, производить только то, что востребовано и продается, а не продавать только то, что производится товаропроизводителем.

6. Хозяйственный риск и ответственность.При любых самых выверенных расчетах неопределенность риска остается.

7. Перечисленные важнейшие принципы предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Начинающий руководитель должен эффективно использовать факторы успешного бизнеса. Подфакторами понимают существенные обстоятельства и явления, которые являются движущей силой развития агробизнеса.

Наиболее важные факторы успешного функционирования агробизнеса следующие:

1) учет ошибок и неудач самим предпринимателем;

2) планирование предпринимательской деятельности на началь­ной ее стадии, затем и на стадиях дальнейшего роста и расширения;

3) анализ и контроль всех процессов, влияющих на величину из­дер­жек, денежной выручки и суммы прибыли;

4) простая, но эффективная система учета хозяйственных опера­ций и бухгалтерского учета;

5) прозрачная система взаимоотношений с налоговыми органами и кредиторами;

6) создание достаточных материально-денежных резервов и стра­хо­вых запасов;

7) расширение круга деловых отношений, делового общения.

Успешное начало агробизнеса не гарантирует его эффективного функционирования и развития в ближайшем будущем, в перспективе. Бизнес напоминает тачку, которую толкают в гору. Как только ее перестают толкать, она непременно покатится вниз. Для успешного функционирования и развития предпринимательства необходимы постоянные усилия со стороны самого предпринимателя, прежде всего для первоначального выживания, а затем для дальнейшего развития и процветания.

Таким образом, агробизнес – особая система хозяйствования, которая может охватывать отдельное производство продукции (товара), сервисное обслуживание или обмен. С социальной точки зрения это тип поведения агрария, основанный на системе особых правил и действий, сопровождающихся риском и неопределенностью, деловой активностью человека и движущей силой экономического развития в рыночной экономике. Агробизнес может успешно развиваться на основе учета сложившихся условий, всех факторов и принципов его функционирования.


7430348491227437.html
7430366259225066.html
    PR.RU™