Анализ затрат на охрану окружающей среды в Республике Беларусь.

В целях обеспечения единого подхода к понятиям "виды природоохранной деятельности" и "природоохранные затраты" в нашей стране был принят "Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды.

В классификаторе выделяются две конкретные формы при­родоохранной деятельности:

♦ текущая природоохранная деятельность;

♦ природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основ­ных фондов природоохранного назначения.

Природоохранные мероприятия — это природоохранная де­ятельность, предпринимаемая в целях существенного улучше­ния состояния окружающей природной среды или создания ус­ловий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероп­риятий может быть создание основных фондов природоохранно­го назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды при­родоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред:

♦ охрана атмосферного воздуха;

♦ охрана водных ресурсов;

♦ охрана земель и недр;

♦ охрана биоразнообразия и ландшафтов:

— лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;

— охрана и воспроизводство животного мира;

— комплексные направления природоохранной деятельнос­ти (создание, развитие и обеспечение функционирования особ( охраняемых природных территорий и объектов);

♦ специальные сферы природоохранной деятельности (обра­щение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);

♦ управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности вы­деляются следующие затраты экологического назначения:

♦ текущие затраты предприятий, организаций и учрежде­ний на охрану окружающей среды;

♦ затраты на капитальный ремонт основных фондов приро­доохранного назначения;

♦ капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);

♦ затраты на содержание заповедников и иных особо охраня­емых природных территорий, а также на охрану ресурсов жи­вотного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов лан­дшафта;

♦ затраты на научные исследования в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ре­сурсов;

♦ затраты на содержание государственных органов по охра­не окружающей среды и рациональному использованию при­родных ресурсов;



♦ затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);

♦ затраты на международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов.

Основная часть капиталовложений экологического назначе­ния в Беларуси идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений.

Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической об­становки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от заг­рязнения среды. Такие средства пока не могут быть выделены ввиду отсутствия экономических возможностей, однако в даль­нейшем обществу придется выделять для ликвидации негатив­ных экологических последствий антропогенной деятельности все более значительную часть своего национального дохода.

50.Проблема «интернализации» экстернальных (внешних) экологических издержек.

Природоохранные издержки предприятия(затраты в сооружение и эксплуатацию очистных объектов, затраты в виде платежей за пользование ресурсами, за загрязнение окружающей среды) включаются в общие производственные затраты и в рыночной экономике они называются интернальными, т.е. внутренними для самого предприятия.

Издержки, которые вызываются загрязнением окружающей среды являются для предприятия-загрязнителя внешними, т.е. экстернальными.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на дополнительную, предварительную очистку воды, воздуха в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур и за ухудшение качества окружающей среды, ускорения коррозии металлов, а следовательно сокращение службы основного оборудования.

Проблема заключается в том, чтобы экстернальные издержки предприятия-загрязнителя вернуть самому предприятию-загрязнителю и сделать их интернальными издержками предприятия-загрязнителя.

Даже в рыночной экономике эта проблема до конца не решена, но пути ее решения следующие:

1.Законодательное закрепление принципа компенсации ущерба (институциональный механизм). Недостаток: если в регионе есть много предприятий-загрязнителей, то сложно определить долю каждого из них.



2. Введение платежей за загрязнение окружающей среды на уровне предельных затрат, т.е. максимально возможный уровень. Недостаток: качество окружающей среды не улучшается, а ухудшается (предприятие думает, что если он платит по максимуму, то и будут сбрасывать максимум ЗВ)

3. Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал окружающей среды с его последующим перераспределение(механизм купли-продажи прав на загрязнение ОС)

Ассимиляционный потенциал ОС-это способность ОС обезвреживать, поглащать и перерабатывать определенного количества загрязняющих веществ без изменения свих свойств (зависит от наличия территории лесов, болот, водоемов). Недостаток: трудность договориться о распределении потенциала между тремя и более участниками.


7430073261932874.html
7430125572656458.html
    PR.RU™